Кто такие таты в чечне

Чеченцы, хазары и евреи — условное название комплекса теорий, что чеченцы имеют отношение к хазарам или евреям.

[править] Данные рукописей

В одной же арабской рукописи прямо сказано, что чеченцы — потомки хазар и евреев: поздняя арабская рукопись, хранящейся в одной из личных чеченских библиотек, Две ее части переписаны в месяце рамадане 1309 г.х. (1891 г.) племянником известного муршида тариката накшбандийя Тау-Султана Темиром, сыном Батала. Текст состоит из трех частей.

Наиболее интересна третья часть — две страницы, частично текстуально совпадающие. Из уникального памятника «Сира халабийя» выписаны фрагменты, содержащие имя «Мансур» и тем самым предсказывающие появление шейха Мансура — Ушурмы. Он был родом из элистанжу — чеченского племени (кабила), о чем говорил Тау-Султан. Согласно приведенной версии, Мансур вышел из «Вара ан-нахра, (области) Ферганы Вашаш» (варианты «Вишваш», «Зашваш»), а «это — название племени, которое на неарабском (аджами) языке называют м-дж-г-ш». Здесь находим замечание: «Гумикцы называют чеченцев именем ал-м-дж-г-ш». (мичкизы — кумыкское название чеченцев) Появление Мансура будто бы было предсказано Пророком: «Выйдет человек со стороны запада из-за реки, называемой Адана, а это — река ал-Фарганы, называемая (так) на неарабском (аджамийя) языке тюрками тринадцатого колена (насл)». Тринадцатым коленом текст считает хазар после принятия ими Иудаизма.

«Ал-Вашаш — то же, что аш-Шишан (ЧЕЧЕНЦЫ), ОНИ ИЗ ХАЗАР, народ, которому суждено одержать победу в области (минтака) Б-й-туга(х), где ислам одержал сокрушительную победу над общиной неверных». На полях читаем: «Джу и джуй на языке чеченцев значит ал-йахуд (евреи), и ЧЕЧЕНЦЫ ПРИНАДЛЕЖАТ К НАРОДУ АЛ-ЙАХУД»[1]

Хазария легко переводится на нахском языке. Это по-чеченски и по-ингушски можно перевести как «Красивая страна (красивое поле)» («хаз аре», букв. «красивое поле»). Или «хаз» красавец по вайнахски, «ар» гора с иврита, как вариант можно прочитать еще так: ХазАрим — красавцы горцы. Потому что если учитывать что основатели или находящиеся у основы Хазарского Каганата — Иудеи, то слово с иврита «Коган» все объясняет — потому что это первосвященника фамилия Израильтян и само название первосвященника, то есть если Каганат это пределы священства Хазар то это объясняют и понятия как директорат, епископат или газават. Поэтому ясно становится что Иудеи были в основе Каганата. Поэтому легко переводится слово Кавказ как красивая жизнь с хазарского языка «Хава» — «Хаз».

[править] Мнения историков

Чеченский писатель Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы — потомки хазар [2]


«Широкая долина Терека, согласно всем историческим источникам, была населена хазарами. В V—VI вв. эта страна называлась Барсилия и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар» — писал Л.Гумилев [3]

В. А. Кузнецов в «Очерке истории алан» пишет: «Определенно можно говорить лишь о том, что степи Предкавказья к северу — северо-востоку от среднего течения р. Терек (от поворота Терека на восток и до впадения в него Сунжи) принадлежали с VII века хазарам» [4]

«Во 2-3 веках хазары были еще малочисленным племенем и занимали берег Каспийского моря между реками Терек и Сулак.» [5]

Лев Гумилев считает, что евреи переселились на территорию Хазарии после подавления восстания маздакитов в Иране: «Спасшиеся евреи поселились к северу от Дербента на широкой равнине между Тереком и Сулаком» [6]

«Часть степных районов современной Чечни тоже входила в Хазарский каганат»[1].

Хазары жили и в прилегающих к Чечне районах Дагестана[7].

Согласно «Топонимики Чечни» А.Сулейманова, именно в Чечне на месте так наз. «Шамилевской» крепости находятся развалины хазарской столицы Семендер. Некоторые правда отодвигают Семендер к Хасав-юрту в Дагестане, но раньше там жили в основном чеченцы.

По версии Гумилёва столица хазар находилась на месте станицы Шелковской, на пути от Грозного до Кизляра.

Но не один Гумилев предполагал, что Семендер Хазарский находился близ Шелковского, об этом высказывался ещё А. Казам-Бек.

Того же мнения придерживается и известный дагестанский археолог Мурад Магомедов: «Поэтому у хазар возник новый город — второй Семендер, на Тереке. У археологов он называется Шелковское городище — ныне это территория Чечни, на берегу Терека…» [8]

Да и сами чеченские учёные считают, что столица Хазарии до переноса её на Волгу в Итиль, находилась на территории Чечни: так, начальник Архивного управления при Президенте и Правительстве ЧР Магомед Музаев: "Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы. Отдельные наши исследователи склонны считать, что слово Хазария возникло от чеченского слова «Хаза аре».[9]

«Поскольку в нашем районе, если опираться на некоторые исторические данные, располагался город Семендер — первая столица Хазарии, и других аналогичных крепостей в долине Терека нет, то можно с уверенность говорить, что это — цитадель Семендера, — рассказал группе ученых и журналистов глава администрации ст. Шелкозаводской Руслан Коканаев.» [10][11]

«…огромный исторический материал содержит эта местность, но никто серьезно не занимался историческими объектами нашей республики, со слов историка по образованию и главы администрации поселка Шелкозаводская Руслана Ханакаева, во все времена историки и археологи искали город Семендер, но обладателем исторического города является Чеченская республика (Чечня)…»[12]

[править] Схожесть чеченского и хазарского языков

Хазарские слова (Чичак, Идал и т. д.) напоминают чеченские слова:

  • ЧИЧАК (хазарская царица, по хазарски «цветок») — чеченское зезаг («цветок»)?!
  • ШАТ (хазарский царь) — слегка видоизмененное тейп сад/садой? чеченское, грубо говоря твёрдый как лед?
  • ДЖЕБУКАГАН — чеченское имя ДЖАБУ вторая часть — каган
  • ХАТУН — титул чеченских и хазарских цариц
  • БАГАТУР — бакхтур?
  • ТУДУН (наместники областей, назначаемые каганом и призванные следить за местным управлением и поступлением налогов в казну кагана) — происходит от чеченского турда — буквально «отец/обладатель меча»?

Не от слова ли «каган»/«хакам» происходит чеченское «хьаькам», употребляемое в значении «начальник»? [13]

То что хазарский и вайнахский языки схожи и родственны, известно из армянских историков. В древности, вайнахи назывались «гаргареи», а по Мовсесу Хоренаци Месроп Маштоц создает алфавит для гаргарского языка: «Stegts nshanagirs kokordakhos aghkhazur hjakan khetsbekazunin aynorik gargaratsvots lezun» ("создал письмена для богатого горловыми звуками дикого языка белых хазар ["agh" — «белый», «khazur» — «хазар»] похожего на варварский гаргарский") [14]

В английской Википедии сказано: «Некоторые ученые в прежнем СССР полагали, что Хазары были коренными жителями Северного Кавказа главным образом Нахские народы. Аргумент, то название 'хазар' с чеченского языка переводит 'красивую долину'» («Some scholars in the former USSR considered the Khazars to be an indigenous people of the North Caucasus mostly Nakh peoples. Argument is, that name 'khazar' from chechen language translates 'beautiful valley'.»), [15]

Шешан — имя одного из потомков Израиля (1Паралипоменон гл.2 ст.31) и этноним чеченцев в Кабарде (шешан), у лезгин (чачан), у осетин (сасан и сасанайт) и у арабов (шашани), сюда же можно отнести и имя самого большого некогда общества в Чечне — Чечен. Шешан — сын Иишеи, отец Ахлая, из рода Иерахмеела (I Хрон., 2, 31—41), из потомства Иуды, сына Иакова / Израиля.

Этноним Чечен напоминает и Ачин, Ашин — названия хазарского рода.

Горских евреев называют татами, а у чеченцев есть созвучное имя Тата, Тута, Дади — достаточно вспомнить про Дадиюрт.

Характерно, что чеченцы считали жугти / евреев своим тейпом, что указывает на родство. Кроме того, сохранилось придание, что предки чеченцев ушли из Шама (Сирии?) от евреев.

Чеченский этнограф и лингвист Арби Вагапов выявил схожесть еврейско-финикийского алфавита (еврейский и финикийский алфавит — это одно и тоже, так как финикийцы — одно из греческих названий евреев) с чеченским языком[16].

Чеченцы называют Волгу «Идал», как и хазары.

Ингушское слово кинез/«церковь» по мнению Д. Мальсагова заимствовано из еврейско-хазарского кнесь «молитвенное собрание, собор», а по А. Генко и Г.-Р. Гусейнову от канис «синагога».

Нахор — имя предка Авраама и напоминает слово «Нах», то есть «народ» на чеченском языке.

Этноним «нахи» напоминает еврейское имя Нахум.

Галаха — Г1иллакх — обычай, традиция, закон в Чечне и Израиле (на эти и другие совпадения еврейского и чеченского языков обратил внимание Альберт Мачигов[17] например: халла — хлеб на иврите и кхаллар на чеченском; «шин» — то есть «двойной» на иврите как и на чеченском шиъ-шин.).

Есть и другие схожие слова еврейского и чеченского, например «барт» — союз, согласие (чеч.), ср. еврейск «берит, брит» — союз, договор. Или: МАРША — разрешаю, иврит, МАРШО — свобода, чеченский. Чеченское имя 1убадий/1ибадий напоминает еврейское имя Обадия (такое имя носил и хазарский царь). Чеченцы называют род «вар», евреи называют по-арамейски сына «бар»/«вар», по-еврейски «дин» — (религиозный) «закон», по-чеченски «дин» — религия.

Вайнахское слово «Яхъ» переводится как сущность. Но как мы знаем что с Иврита слово «Ях» это корень от Слова «Сущий», то есть Г-пода. Есть еще и вайнахская фамилия Яхъяев.

Ингуши, по некоторым тептарам (преданиям), являются потомками евреев-джадитов (евреев из Ирана). [18] Есть много рассказов иорданских ингушей, что ингуши — это джадиты, бежавшие из Ирана.

Существует ингушская легенда о Маго (или Магале; имя явно семитское), который пришёл из «страны Халиб» о которой упоминают и чеченские тептары (записи). Название страны напоминает название города Халеб в Сирии. В Библии упоминается Халев (Калеб) из колена Иуды — участник исхода евреев из Египта, бывший активным сторонником и лазутчиком Моисея[2].

У ингушей до 40 % генотипа J2, который с Ближнего Востока.

Близость ингушей и чеченцев к евреям подтверждается и генетиками. Чеченцы и ингуши имеют больше всех на Кавказе [Y]-хромосому [J2], которая распространена у евреев 26 % и 32 % соответственно. См. [19] , Look Table 3 по Кавказу и [20] по миру.

На генетическое родство евреев с чеченцами указывает например данные дерматоглифики — т. н. индекс Тh, который у чеченок, евреев-ашкеназы и туарегов (народ в Северной Африке до ислама исповедовавший Иудаизм) примерно одинаков [21]

У чеченцев с евреями-ашкенази совпадают гены 14-13-30-23-10-11-12-13,16. Тоже самое у ингушей по этому же гену [22]

Также и с армянами. Генетики выявили родство и совпадение генов чеченцев, ингушей, армян и евреев. По генетическому сравнению ингуши имеют наиболее близкую к евреям чистоту крови.

Y-ДНК гаплогруппа J2 указывает на родство армян, евреев, ингушей и чеченцев [23]

У народов Дагестана, у армян и у евреев распространёна семитская Гаплогруппа J1 [24]

[править] Еврейское княжество в Ведено

О евреях и еврейском «ханстве» сохранились легенды у соседей чеченцев — андийцах[25]

Таким образом, на востоке Чечни от Ведено (Зиналълъи рег1г1о) и Харачоя и до Чиркея (Миг1г1иккал) в Дагестане существовало когда-то еврейское государство во главе с Жугьут-ханом. Мамайхан Агларов в книге «Андийцы» пишет, что Муни когда-то представляло обширное государство, во главе которого стоял Жугьут-хан. Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангиза Андийского Койсу до Чиркея (мич1ч1и к1к1ал) — и на северо-западе до Харачоя (Чечня). [26]

То есть, земли еврейского княжества включали и Харачой в Веденском районе Чечни.

В «Песне об Алгузе» упоминается чеченская царица по имени Мариям-Хатуни, мало того, что Мариам — еврейское имя, так ещё хатун — это титул жён хазарских каганов. [27] ср. Хатун.

У чеченцев встречается имя Сангари (например, известен сказатель илли Ибрагимов Сангари), а у хазар был деятель Исаак ха-Сангари.

Хазарское имя Тархан — ц1ен нохчийн ц1е, которое означает могущественный хан.

Название хазарского города Саркела легко расшифровывается с помощью чеченского языка, как «sar» и «kxel»-«кала» «светлый город/крепость/селение».

Леонти Мровели называет сына Хазара — Уобоса / Вобоса корое считают персонифицированным именем нахского племени — «ввепий», «фяппии» (ваьппий / фаьппий) (аьккхий). Только Мровели говорит от том что Уобос родоначальник Овсов-Осетин.

Нахи строителей башен называли «джелти», видимо от «джугти».(домысел)

Вайнахи считают себя потомками Ноя, как и евреи (от сына Ноя, Сима), что указывает на Библейское влияние. Самоназвания чеченцев «вайнах» сопоставимо с еврейским выражением «бней ноах». (а кто не считает себя потомком Ноя? Вайнахи ведут себя от Яфета, а не Сима)

Многие топонимы в Чечне связаны с хазарами [28]

Например Хазар-дукъ (Хазар дук) «Хазаров хребет» — на ю.-в. стороне ХIийлах, местности в окрестностях того же ХIийлах Хазарчоь и Хазар басо.

ГIазар-ГIала (Газар-Гала) «Хазарская крепость» («Хазарское укрепление») — находилось на правом берегу Ивгий, на в. от Боони-Юрт.(г1азар это значит тюрок)

Существовало селение Хазар-Рошни, находившееся на юго-западной стороне Урус-Мартана.

В окрестностях ХIийлах есть места Хазарчоь, Хазар басо.

ГIазар-ГIалийтIа (Газар-Галийта) «Хазарское укрепление» — в черте села ГIачалкъа. Возможно, Iалхан-Эвл, ГIазар-ГIала являются древнейшими частями (поселениями) села ГIачалкъа.

«селение ГIачалкъа должно было возникнуть из пяти небольших населенных пунктов, с Хазарским укреплением в центре: Барчхойн куп, Зандакъойн куп, Iалхан-Эвл, Охьчойн куп и Хазарское укрепление», — А. Сулейманов.

При хазарах на месте нынешнего Верхнего Чирюрта был город Эндри, который контролировал весь Северо-восточный Кавказ

У общества Мулкьа (малк — бог, царь и имя собственное у древних евреев)есть развалины Пезир-кхелли (Гезир-кхелли, — «Хазарское поселение») — рядом с Б;овт;архой на пр. б. реки Мулкъойн эрк, к с. от Хьуьрика. В обществе Мулкъа находилось селение ГIезар-Кхелли — Хазарское поселение вплоть до 1940.

В обществе Нашха имеется речка Хазар-хи.

Можарская балка — урочище на северо-востоке от станицы Калиновской, куда казаки ездили за солью. Название восходит к «маджары» — средневековому хазарскому поселению, где было много ремесленников-оружейников. Отсюда распространилось огнестрельное «маджарское» оружие, упоминаемое в героических песнях чеченцев: «мажар топ» — кремневое маджарское ружье. Или: «бархI сонар мажар топ» — восьмигранное маджарское (кремневое) ружье.

Название селения Брагуны в Чечне образовано от Берсилия/Барсалия, откуда, согласно Михаилу Сирийскому, вышли хазары[29].

Берсилия/Барсалия, откуда, согласно преданию, сохраненному еще в XII в. Михаилом Сирийским, вышли знаменитые хазары, также являющиеся одними из предков кумыков.

Из хазарско-еврейского языка пришло к чеченцам (как и к русским) имя Баян / Баянт. Эти имена идут из хазарско-еврейского имени Ваан / Баан (армяне области Ван в Турции считали себя потомками евреев).

В чеченском языке можно найти еврейские слова. Например, чеч. кад «чаша, бокал». С другой стороны, например, «Фисон» по-древнееврейски означает «обилие воды», так называлась река, упомянутая в Библии, в оригинале называемая «хисон» (перепады «х» на «ф» типичны и для вайнахских языков), что напоминает вайнахское «хи» — «вода», «река».

В чеченском название субботы явно пришло от евреев — шоатта — то есть шаббат. Характерно, что как говорят, ингуши как и евреи, вечер, ночь пятницы, называют ночью субботы, и как бы готовятся к каждому следующему дню, с вечера.

На происхождение из колена Дана говорит и тот факт, что раньше одним из названий ингушей и вообще вайнахов было Г1алдини, где Дани, Дени это очевидно имя. Дени — чеченское древнее имя, немусульманское, но значение которого они сами не знают, и связывают с еврейским именем Дана [30]

Город Грозный Ермолов построил на месте еврейского аула Джухур-Юрт.

В районе Грозного есть даже такой топоним как Жуьгтий байинчу борзе (Жюгтий байинчу борзе) «К кургану, где погибли евреи».

У чеченцев есть притчи, поговорки, предания о евреях.

Арабский историк и географ Ибн Ийас писал о хазарах: «они — народ из тюрок на громадной горе, за Баб ал-абваб (Дербентом)», то есть хазары — горцы.

Хазары (переписка дипломата Хасдаи ибн-Шапрута и хазарского царя Иосифа), говоря о свей родине, утверждали, что «предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось „гора Сеир“. То есть родина хазар — страна Сеир / Серир (ныне Чечня и аварская часть Дагестана), о котором Масуди пишет, что он „он составляет ветвь Кавказа. … он находится в горах“, то есть хазары — горцы Кавказа.

Асса — река, правый приток р. Сунжа, как считают учёные, своё название берёт от секты древних евреев периода раннего христианства, которая была принесена на Северный Кавказ, вероятно, хазарами. В понятии ингушей 1аьса означает „богоотступник“, но в прямом смысле это означает „язычество“ или „язычники“.

Чеченское „оллохуми“ и еврейское „эллохим“ есть обращение к Богу. [31]

На Ингушсокм языке столица Назрань звучит как „Nasre“, нацара восход или воскрешение? — с др.иврита, Магас новая столица — можно перевести как Ма — мой, Газ — драгоценность, с иврита.

[править] Акациры и аккинцы

Название близкородственного кумыкам племени — окочан/окочир — аккинцы, являющиеся выходцами из вайнахского общества Акки (источники конца XVIII—XIX вв. локализуют их в верховьях р. Гехи и Фортанги, на правых притоках Сунжи), известные под их кумыкским именем — „аукъ“ (аухи). Среди подвластных „гуннскому государю“ на Северном Кавказе 14 тюркских племён, в Армянской истории (V в.) наряду с „хун“, „масскут“, „пукур“ (булгар), „куз“, „джемах“, „кутар“, „джуч“, „гуан“, „масгут“, „тома“ называется и племя „акук“. Базовыми формами этнонима „окуки“ и „окочан“, считают формы акук и акачир, зафиксированные в источниках ещё VI—VII вв. Оно образовано от более раннего названия хазар — акациры (от тюркского aq + kasir qazar aq qazar). [http://www.kumukia.ru/tpl/main.php?vm=article&vi=5001#s150 ] Акациры — это хазары. Об окуках (окочирах, окочанах) XVIII в. есть сведения, подтверждающие их кумыкско-хазарское происхождение. А Гильденштедт, оставивший описание Кизляра 70-х гг. XVIII в., называет „Окочирский квартал“, жителей кумыкской деревни, „перешедших в Кизляр и поселившихся там“. В кумыкских источниках (письмо Адиль-Герея Тарковского Петру I) они известны и как „народ, нарицаемый охухом-черкесы“ и как акочаны. Пётр Генри Брус (1722) отождествлял их с татарами и писал про черкесов Терки („столицы Черкесской Татарии“), что „…их язык общий с другими соседними татарами“.

Аьккхий (акинцы), по разным источникам это потомки Хазар [32]

Русские же первоначально называли чеченцев „окочанами“ [33]

Вышеупомянутые окочане (окохи, акинцы) это дагестанское название местных чеченцев — акинцы (ауховцы). В Хазаро-арабских войнах участвовали аккинские отряды, возглавляемые Агуки Шагином. В 735-36 арабский полководец Мерван сумел захватить и уничтожить 2 хазарские крепости, населенные аухарами — Кешне (Кишень-Аух) и Хасни-Хиснумма. Известен акинец из Дагестана который хотел заключит договор с Иваном Грозным, — его имя Шубут с одной стороны напоминает „шаббат“, с другой частые элементы хазарских имён „С.б.т.“.

[править] Мнение Дауева

С. А. Дауев:

Одним из первых этимологию слова „ичкерия“ попытался раскрыть У.Лаудаев еще в 1872 г. Он писал: „Ичкерия есть слово кумыкское; ‘ичи-ери’ значит ‘земля внутри’…“ Здесь обращает внимание, что в этимологическом анализе слова „ичкер“ („ачкар“, „ичкир“) у У.Лаудаева выпадает гортанный звук „к“, который в такое случае не должен выпасть. Дело в том, что вторая часть „гери“ („кери“) обозначает геров (геры или субботники) — иудействующих инородцев, появившихся в регионе со времен Хазарского каганата. Герами называли инородцев, совершивших обряд перехода в иудаистскую религию — гиюр (от него происходит слово „гяур“)… В Хазарском царстве господствующей религией был иудаизм, в различные времена на Северный Кавказ вместе с персами проникли и евреи, которых на Кавказе называют горными евреями, следы иудаизма имеются не только на юге Дагестана, но и на севере и даже в Чечне. Если мы внимательно посмотрим на географическое положение Ичкерии, то увидим, что она граничит с Андией (Дагестан), а андийцев многие относят к еврейскому этносу. С юго-запада Ичкерия соприкасается с обществом Тат-бутри (Чарбали), название которого (таты — горские евреи) говорит само за себя. С запада с ней граничит чеченское общество Ведено, в окрестностях которого мы имеем живые следы иудаизма, а рядом с Ведено расположился бывший персидский хутор Хинжой котар, с севера мы выходим на кумыкское общество, в котором в свое время укрылась религиозно-политическая верхушка Хазарского каганата, а с востока — Салаватское общество, усеянное персиянами и горскими евреями. Поэтому подход объяснения слова „ичкерия“ с помощью персидского языка — языка общения социальной, политической и религиозной верхушки Хазарии вполне оправдан… Имам Шамиль, который ввел понятие „ичкерия“ в оборот для обозначения административной единицы — наибства — не мог не знать этого…». Так что само название Ичкерия образовано от понятия геры (принявшие Иудаизм). Даже сегодня трудно с точностью определить этническое происхождение самого Шамиля, утверждавшего в последние годы жизни, что он кумык, однако, очевидно, как увидим ниже, что его в основном окружали лица, придерживавшиеся в брачных отношениях эндогамии — обычая брака между близкими родственниками, характерного для горских евреев… Весьма символично выглядела демонстрировавшаяся 2 октября 1998 г. в программе «Время» из родного села имама Шамиля надгробная плита его мюрида, на которой красовалась вязь арабского письма и звезда Давида… Иудейская верхушка Хазарии растворилась главным образом среди кумыков. Религиозная верхушка Хазарии и период исламизации, несомненно, приняв ислам, оказалась, опять-таки, в ряду религиозной элиты. Видимо, этим объясняется тот факт, что практически все религиозные деятели, появлявшиеся в Чечне с середины 18 века, представлялись кумыками, и наличие у кумыков, как и у горских евреев, эндогамии — брачных отношений между близкими родственниками вплоть до двоюродным братьев и сестёр… Имам Шамиль был одним из исполнителей идеологии газавата (идеологии хазарского реваншизма — по С. А. Дауеву). Он, по утверждению его биографов, ‘родился в Аварском селении, ауле Гимры в 1797 г.’." Следует отметить, что автор, называя аул Гимры «аварским», дает неправильную информацию, хотя она исходила от уже плененного Шамиля и его окружения во время пребывания в г. Калуге. Гимры — селение Койсублинского общества. Отец Шамиля, «Дэнгау-Магомед, — писала М. Н. Чичатова, — был аварский уздень (свободный гражданин). Гимрский житель, сын Али; предок его был кумык Амир-Хан…». В данном случае мы видим искусную маскировку этнических корней Шамиля. Если его предок был «кумыком», то он никак не мог быть «узденем» Аварии, где узденем, как и в чеченском обществе, признавался только коренной житель… Настоящим именем Шамиля было Али. Новое имя ему было дано по обычаю «сокрытия имени» от злых духов и врагов. Н.Кровяков пишет: «Позднее Шамиль обнаружил в книгах, что настоящее его имя Шамуиль». О том, что имя Шамиль еврейское, говорят следующие наблюдения в среде субботников-иудеев И.Сливицкого в конце 50-х годов 19 в.: «они (то есть субботники, геры — А. З.) своих ребят, записанных по камеральному описанию Иванами, Михайлами и другими православными, русскими именами, прозвали Янкелями, Шмулями»".

«Потомками хазар» Дауев считает также всех тех, кто когда-либо оказывал сопротивление завоевательной политике России на Северном Кавказе, в том числе такие национальные герои чеченского народа, как шейх Мансур, Кази-Мулла, Шамиль, — всех их Дауев отлучает от чеченского народа и обвиняет в попытках восстановить Хазарию.

Дауев считает, что именно «потомки хазар», противоправно взявшиеся выступать от имени чеченского народа, подписали документы о суверенитете Чечни. Тем самым «реанимировавшийся реликтовый этнический пласт наследников Хазарского каганата, как мы видим, не замедлил себя проявить в этнополитических процессах в регионе… Тогда мы в лице правителей Мааса могли легко узнать иудейское правительство Хазарии, а в Чечне под эмблемой волка — их верное наемное войско из страны Гурган». Он закпючает: «Таким образом, мы видим возрождение Маасии-Хазарии-Газарии-Галгарии уже не в Персии, на своей исторической родине, а на чеченской земле, которую хазары предусмотрительно назвали Ичкерией».

[править] Мнение Малаева

Мнение Дауева близко к мнению некоторых других чеченских публицистов, например Авхана Малаева, который считает:

«В Чечне потомки хазар приняли этноним местных народов тайпов — родоплеменных союзов. Несмотря на то, что прошло очень много времени, по крайней мере достаточно, чтобы раствориться среди местного населения, потомки Хазарии сохранили свое этническое лицо. Особенно это относится к еврейской и тюркоязычной ветвям Хазарии и выходцам из Гургана — „Волчьей страны“ — территории Северного Ирана».

Авхан Малаев писал: «По рассказам старожилов, тогда вопрос стоял не столько о русской крепости Грозный, сколько о заложенных здесь Ермоловым одновременно двух слободках из горских евреев рядом с крепостью, по правую сторону р. Сунжа (ул. Московская) и по левобережью р. Сунжа в трехстах метрах от крепости (ул. Кабардинская) из тех же горских евреев. На деле это означало очередное явное наступление потомков династии хазарского каганата на чеченские земли. Да и сама крепость (вид сверху) напоминала Звезду Давида — мандала — шестигранник».

Про того же Шамиля Малаев говорит: «„имам“ с 1840 года перешел к активным делам, наверняка, с целью обогащения. Он совершал набеги на другие мусульманские народы и это делалось руками чеченцев, чем отвлекал воинов от своих основных обязанностей по защите родины — Чечении. Ведь имамат был создан чеченцами для защиты от внешних сил, а не для ограбления соседних племен и обогащения „имама“. Назовем некоторые походы, совершенные им самим или же по его заданию: в Тушетию — дважды, Джаробелоканский округ — дважды, в Грузию — трижды (Цинандали. Кахетия. Хавсуретия), Даргинский округ, Рутул, Ахты, Кази-Кумух, Кюринское ханство, Аварию ¬постоянно … эти грабительские походы совершались в угоду колонизаторам, отвлекая защитников Чечении от своих дел. Как удивительно схожи действия Шамуэля с действиями его предками в тысячелетней давности. Тогда вожаки Хазарии за крупные вознаграждения вербовали чеченцев на грабежи в Закавказье и другие регионы. А тем временем, в Чечению прислались их сородичи из тюркоязычных степняков с той же миссией. Поэтому, я не удивлюсь, если окажется, что Шамуэль, хазарский потомок, который выполнял в оболочке „святоши“ заказ своих шефов московских вельмож, происходит из той же хазарской обоймы (?). Об этом же говорит и печать „имама“ со звездой Давида …» и http://www.nohchidu.com/index.php/2009-12-18-12-20-01/chir/chvr#comments

Журналист Леонтьев утверждает, что по данным инструкции Грозненского НКВД по работе с агентурой (1936) до 30 % чеченцев в то время тайно исповедовали иудаизм[34]

Это известие удивительно совпадает со старой чеченской народной шуткой, говорящей, что когда соберутся 3 человека, то 1 из них будет еврей [35]

[править] Прочие данные

В газете «Аргументы и факты» (N 3 за 1996) в заметке «Чеченцы и тейпы» сообщалось, что Джохар Дудаев «по отцовской линии произошел из малоизвестного тейпа — ялхарой, в котором есть род татыйнерен, произошедший от горских евреев, а по материнской линии Дудаев — из знатного тейпа нашхой, состоявшего только из чеченцев».

Название р. Сулак напоминает место, куда по мнению рабби Ханины были уведены ассирийцами 10 колен Израиля — горы Салуг (Санг., 94а).

Говорили даже, что чеченцы — потомки колена Беньямина, ср. принадлежности к нему части хазар, а также то, что согласно книге Бытия (49, 27), на флаге колена Вениамина был нарисован волк.

В книге The Chechens. Amjad M. Jaimoukh утверждается, что «Хазары построили много крепостей в северо-восточных степях Чечни».

Первым, кто принял среди хазар Иудаизм еврейско-хазарская переписка называет полководца или царя Булана, имя которого посчитали тюркским, однако, у чеченцев есть подобное имя Буола, и близкие по звучанию слова буьлан, Билан, Балин(а) и т. д. [36]

На хазарское происхождение вайнахов указывает сообщение Масуди об аланах, что их царство граничит с Сериром (Дагестан), что их цари носят титул Керкандадж, что столица их страны называется Маас и что царь аланский породнился с царём Серира. Керкандадж — имя хазарское, сродни Исхак Кундаджик (арабский полководец хазарского происхождения), Исхак Кундишкан (еврей, владетель аула Ахты в Дагестане), Маас же явно образован от Муса / Моисей, а скорее всего Магас, столица ингушетии.

Название станицы Асиновской восходит к фамилии хазарских каганов (Ашина = волк). Волк почитается чеченцами, что тоже рудимент хазарства, — те считали своим предком волка.

В Чечне есть топонимы «Войско евреев», «Курган, где погибли евреи» [37]

В чеченский народ влились тейпы, происходящие от народов, которые когда-то исповедовали Иудаизм (андийцы, ахтинцы, кабардинцы, кумыки и т. д.).

У чеченцев сохранилась память об Иудейском празднике дне пятницы (Пераска де) — Шаббат. Имя предка чеченцев — Молк (Малкх) образовано от еврейского малк? Интересно имя отца шурина Молка, — МаIаша, напрашивающееся на отождествление с Моше, — ср. С. Дауев считает название столицы Ингушетии Магас (Маас) производным от имени Моисей (Муса). Такое имя действительно носил один хазарский царь.

Некоторые тейпы и гары в составе других тайпов возводят себя к еврейскому предку, — еврейского происхождения тайпы Зилой, Чартой, Шуоной и некоторые другие[38]

«Так они и сказали, что да, они Шоной, жугти некъи, что больше половины они составляют этот тайп, что само село Шёна примерно наполовину разделяется на тех и других.» [39]

Про тейп Чарто иногда пишут, что они евреи [40].

Шотой якобы называли свои корни в Хазарском Каганате, среди мелхи часть — таты-горские евреи.

Дашни (ч1анти) будто тоже имели еврейский предков, так во всяком случае пишут в интернете.

«Жоьби некъи» (который формально входит в состав тейпа Бено) некоторые чеченские исследователи тейпов относят к некоренному чеченскому роду, выходцам из татов, горских евреев. «Жоьби некъи» оспаривают эти утверждения и http://pda.kavkaz.tv/russ/content/2006/08/09/46414.shtml

Тейп Хьачарой: есть легенда, что этот тейп произошёл от евреев, которые пришли в Чечню из Дагестана, по экономическим путям из Дербента. Основателем тейпа был еврейский купец.

Говорят, что Гендаргноевцы и Ченторой также имеют еврейское происхождение.

Старики из тейпа Ц1ечой (Цьечой) рассказывают, что их предок был еврейским князем! А ведь Ц1ечой это основа орстхойцев (карабулаков)[41]

Малхия — имя потомка Аарона и имя тайпа в Чечне. Некоторые говорят, что «Мелхи — это еврейские вайнахи» [42]

В интернете пишут «Аккий, орстхой, маьлхи всегда при любом удобном и не очень случае всегда утверждают и от этого не отмахнешься, что они не Нохчи, а отдельные этносы и они в этом абсолютно правы и они потомки хазар и их правителей евреев-маздакитов, укрывшие в здешних горах после разгрома Хазарии русскими князьями в 10 век» [43]

У доктора историка Ибрагима Юнусовича Алироева спросили, что он думает о еврейском происхождении части чеченских тейпов, вот что он ответил:

Что касается слияния некоторых тайпов с еврейским народом, то это соответствует действительности. Дело в том, что после разгрома Хазарского государства (а оно было еврейским) русским князем Святославом, в войске которого были и чеченские полки, евреи потоками двинулись в густо населенные места Северного Кавказа. Одни из них поселились в Дагестане (там они образовали свой отдельный этнос — таты), другие обосновались в Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Черкеске, где основным родом их деятельности стала торговля. До сих пор в некоторых городах этих республик есть еврейские улицы. Вопрос о слиянии евреев с чеченскими племенами — не нов, но его никак нельзя считать устаревшим. Многие плоскостные племена имеют еврейские корни. Есть в Чечне и самостоятельный еврейский тайп (который так и называется), зоны компактного расселения которого находятся в Надтеречном районе и на Тереке. Члены этого тейпа уже давно ассимилировались и даже отрицают свое еврейское происхождение. Возьмем какой-то конкретный тайп, имеющий еврейские корни. Например, дишни тайпа. Да, считается, что этот тайп имеет еврейское происхождение, но в то же время он имеет и другие корни[44]

По мнению Ахмада Сулейманова, название Шотойского (Шуотой) общества (тукума) идёт от слова «шот», «шубут» — то есть шаббата. Это ещё очевидней, если вспомнить их названия в документах Дагестана и в русских источниках XVI—XVII вв. ‘шибут’, ‘шибутяне’, ‘шибуцкие люди’. В собственно Шатоевском р-не ныне считаются не только Шуьйта, но и некоторые другие общины, например Хилдехьа (халдей), Хьачара (хазар), Мулкъа (малх).

Название тукхума Шарой напоминает название долины Шарон в Израиле [45] от названия этой долины идёт распространённая в Израиле фамилия Шарон, например известен военачальник и политик Ариэль Шарон.

Существует и альтернативное мнение по поводу этой теории: «Это переписывние истории Чечни и чеченцев. Автор пытается навязать читателю всего лишь свои не проверенные и ничем не обоснованные факты, точнее сказать, гипотезы, связи между евреями и чеченцами. Единственный аргумент, чем он хочет убедить в своей правоте, — это только то что приводит схожесть некоторых слов языка, якобы имеющих один корень».

Cхожесть слов никак теперь не может доказать того, кто был основанием вайнахского народа — хазары, иудеи или коренные племена народов Кавказа, которые и приняли к себе беглых хазар.

  1. ↑ Чеченцы. История и современность. М,. 1996, с.140
  2. ↑ Чис.13:7, Нав.15:13

Источник: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B,_%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D0%B8_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Дагестан кто такие таты - Национальности Дагестана по численности: список Плетение газетными трубочками зигзагом


Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне Кто такие таты в чечне


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ